Легенда и ее воплощение. Об участии в Первом Международном конкурсе геодизайна “Итуруп*Стиль” (2017)

В июле 2017 года на острове Итуруп (Сахалинская область, Россия) была реализована скульптурная композиция “Курила”, авторами которой выступили студенты кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств Роман Сакович и Евгений Маглыш.

Курила. о. Итуруп, Россия, 2017 (совместно с Евгением Маглышем)

Работа выполнена на конкурсной основе. В феврале 2017 года в интернете была размещена публикация о проведении Первого Международного конкурса геодизайна “Итуруп*Стиль”. Целью конкурса была популяризация острова Итуруп и всей Курильской гряды, в состав которой входит остров. По условиям конкурса художники должны были на месте – непосредственно на острове Итуруп – в течение трёх недель создать скульптуры из любого материала (камень, дерево, металл, бетон). Авторов обеспечили необходимыми инструментами для реализации проектов, техникой для их транспортировки, а также помощниками, если в этом была необходимость. Участникам конкурса оплачивали дорогу от места проживания до места проведения конкурса и обратно, питание и жильё; по итогам конкурса вручались дипломы участников и призы. Конкурсное задание привлекло наше внимание, да и возможность побывать на далеком Итурупе была очень заманчивой.

Начав поиски идей нашей будущей работы, мы взяли ориентир на мифологию и легенды, так как решили, что эта тематика гораздо лучше подчеркнёт особенность данного места. Изучив все возможные источники, связанные с Курильскими островами, мы остановились на рассказе о богине Куриле.

Идея базируется на древней истории о происхождении Курильских островов. Раньше на земле жили могущественные титаны. Главным среди них звали Магок, и у него была дочь по имени Курила. Она влюбилась в воина Сахалина, но правитель был против этого союза. Тогда Курила и Сахалин скрылись в глубинах океана, найдя себе дом там на долгие годы. У них появилась дочь Кета. Как-то девочка захотела взглянуть на солнце, и родители решили ей показать его. Они вышли из воды, Магок увидел их и, разъярённый, бросил молнию в сторону Сахалина. Но Курила закрыла его собой, приняв удар на себя. Она разбилась на двенадцать частей. Из них со временем образовались острова, которые назвали в её честь. Большой остров рядом с Курилами назвали Сахалин. Говорят, что этот большой участок суши когда-то был тем самым древним воином, который остался, убитый горем, возле обломков своей возлюбленной. А дочь Кета превратилась в рыбу и плавала в водах рядом со своими родными. Красивая и трагичная история, которая рассказывает, как появились Курильские острова. Забегая вперед, скажу, что в течение трех недель пребывания на Итурупе, мы нашли лишь одного жителя острова, который подтвердить подлинность легенды. Фактически мы возродили ее для Итурупа.

Начались поиски образа Курилы на бумаге и в объёме. Подготовив концепцию работы и готовый эскиз, мы отправили заявку на участие.

Жюри рассмотрело было более шестидесяти заявок из разных стран, и выбрало десять команд, среди которых оказались и наша команда. На Итурупе мы работали вместе с профессиональными художниками и мастерами из Москвы, Владивостока, Сахалина и Беларуси.

Главными задачами, которые мы должны были решить на месте, были  окружение работы, ее изобразительность и идея, которую она в себе несла. Первым вопросом стала привязка скульптуры к месту, которое вскоре было найдено и согласовано. Работа установлена на въезде в город Курильск, напротив дороги и на фоне моря, что делало её видимой из разных точек. Следующий шаг в реализации проекта – поиск природных камней, форма которых должна была приблизительно подходить под наш эскиз. На это потребовалось несколько дней, так как местные карьеры были обильно усеяны множеством разных камней. Задача была найти среди них именно те, которые нам подходили. После транспортировки выбранных валунов на базу в течение последующих недель мы работали над созданием нашей скульптурной композиции. Её главной героиней является Курила, разбитая на двенадцать камней, расположенных в ряд. Первый и самый крупный камень – условный портрет богини. Последующие камни почти не тронуты, что отражает процесс перевоплощения живой материи, её распад. Такой решение указывает на трагичность события, на жертву во имя любви.

Новационный художественный приём скульптурной композиции основан на визуальном решении в пользу чистоты форм и фактуры материала. Изолированное расположение композиции наделяет ощущением сакральности. Наша работа заняла третье место.

Следует отметить продуманность организационных мероприятий, связанных с проведением конкурса, их хорошее освещение в СМИ. Так, на местных и общероссийских телеканалах были выпущены короткие репортажи, в печатных и интернет-ресурсах были опубликованы подробные материалы. Был создан небольшой фильм, где был наглядно представлен процесс работы, и где авторы получили возможность рассказать о своих идеях и показать процесс их воплощения.

Участие в конкурсе и реализация проекта дала нам возможность повысить свой профессиональный опыт, представить Беларусь на мировом уровне.

Роман Сакович, студент кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств (С) 2017